



|
В XIV-XVI веках берега реки Обноры были местом подвига пустынножителей:
преп. Сильвестра Обнорского (+ около 1379), Сергия Нуромского (+1412),
Павла Обнорского (+1429), Корнилия Комельского (+1537), Геннадия
Любимоградского (+1565 г.) Подвижники в поисках уединения приходили
в эти малонаселенные края из разных областей (преп. Сергий - с Афона,
преп. Павел - из Москвы, преп. Геннадий - из Великого княжества
Литовского), устраивали кельи, копали колодцы (многие из них сохранились
до сего дня), создавали храмы, собирали вокруг себя иноков, наставляли
в вере местных жителей. Так утверждалось Православие в землях, позже
ставших Любимским уездом.
Первые сведения о городе Любиме относятся к XVI веку. 1546-м годом
датирована грамота царя Иоанна Васильевича Грозного, повелевшего
создать деревянный острог при слиянии Обноры и Учи для защиты местного
населения от татарских набегов. Одновременно с острогом, вероятно,
был выстроен и первый деревянный храм. После взятия Казани в 1552
году крепость потеряла оборонительное значение. В 1560 году Любимский
острог стал местом ссылки гроссмейстера Ливонского ордена Вильгельма
Фюрстенберга, прожившего в Любиме около десятилетия и здесь же похороненного.
Окрестности Любима были излюбленным местом царской охоты. Бывая
в этих местах, Иоанн Грозный посещал и обитель преп. Геннадия Любимоградского,
получая от преподобного наставления и оставляя в обители богатые
вклады. В обители воспитывался царевич Феодор Иоаннович.
С 1777 года Любим, ранее принадлежавший к костромским землям, стал
относиться к ярославскому наместничеству, а спустя десять лет изменил
и церковное подчинение, войдя в состав Ярославской епархии. В 1796
году он был возведен в достоинство уездного города. Тогда же был
утвержден и герб Любима - "щит, разделенный на две половины
черной полосою, одна половина его представляет поле серебряное,
а другая - зеленое, из коего выходит медведь".
К XVIII веку относится большая часть сохранившихся в Любиме церковных
зданий. Старейшее из них - Троицкий храм "что на рву",
построенный в 1739 году. Предтеченский храм был выстроен в 1769
году, летний Богоявленский собор - в 1798. Подробнее о храмах Любима
и окрестностей - на странице "Храмы".
В соответствии с императорским указом от 1792 года, духовенство
любимского Богоявленского собора, начиная с первых десятилетий XIX
в. и по 1920-е годы, вело летопись достопамятных событий. Эта летопись
сохранилась и в настоящее время опубликована (По реке Обноре;
Ярославль 2005). Ее строки рисуют картину размеренной жизни
горожан, не слишком богатой событиями, но чинной и благочестивой.
Из традиций народного благочестия стоит упомянуть регулярные крестные
ходы и паломничества из Любима в близлежащие обители.
Из любимских мещан происходила Клавдия Ивановна Войлошникова, ставшая
инокиней Серафимо-Понетаевского монастыря и в 1879 году написавшая
образ Знамения Божией Матери, который в конце XIX столетия прославился
многими чудотворениями. Почиталась в Любимском уезде и Феодоровская
икона Божией Матери. В 1816 году в ее честь был освящен придел в
Богоявленском соборе, а в 1825 в селе Обнорском был чудесно обретен
список Феодоровской иконы, хранившийся до 1920-х годов в Георгиевском
храме с. Обнорское.
В начале XX века Любим и село Воскресенское на Обноре неоднократно
посещал святитель Тихон, будущий Патриарх Московский, а в 1907-1913
годах - архиепископ Ярославский.
Жестокие гонения, постигшие Православную Церковь
в XX веке, коснулись и православных христиан г. Любима. Здесь благоговейно
почитается память св. новомучеников: иеромонаха
Иерофея (Глазкова), пресвитеров Владимира Виноградова, Иакова Архипова,
Петра Токарева, Сергия Заварина, Димитрия Казанского, Михаила Розова,
пострадавших от безбожников "даже до крове".
В годы гонений в Любиме на короткое время учреждается
архиерейская кафедра. Первым епископом Любимским в 1920 году становится
преосвященный Амвросий. Затем Любимским викариатством последовательно
управляют епископы Кирилл (Соколов), Сергий (Мельников), Варлаам
(Ряшенцев).
В настоящее время, с Божией помощью и по молитвам святых угодников
Обнорской земли, православная жизнь в Любиме и его окрестностях
возрождается. Вновь поселилась иноческая братия в стенах обители
преп. Геннадия, паломники посещают гробницу и источник преп. Сильвестра
в Воскресенском. В самом г. Любиме действуют два храма и часовня,
работает воскресная школа для взрослых. В ближайших планах общины
Троицкого храма - создание детского культурно-образовательного центра.
|




|